Главная arrow Архив рассказов и отчетов arrow Водные походы arrow Л. Мазко. "Осеннее соло" (о походе по р. Ю. Буг, 09.2005)

Л. Мазко. "Осеннее соло" (о походе по р. Ю. Буг, 09.2005)

Южный Буг (Первомайск – Южноукраинск 10-13 сентября 2005)

Осеннее соло

«Мечты сбываются и не сбываются…»
 Идея похода заключалась в том, чтобы пройти Первомайск – Александровка и посмотреть на порог Гард, который собираются этой осенью затопить. (Если кто-то хочет выступить в поддержку защитников Гарда и всяких природоохранных мероприятий, вас с нетерпением ждут по этому адресу: ded@yu.wildpark.net или www.Bible-For-You.org Белодед Виктор). 

Выбрались в экспедицию две души и одна байдарка:

«Свирь-Н» КНБ – чудная байдарочка, способная сохранять плавучесть практически при любом раскладе событий, кроме случая, когда пробиты оба баллона сразу;

Мазко Люба – поклонница Свирюшек, экстремальных экспедиций и эмоциональная капитанша;

Легкий Сергей – матрос, в прошлом дельтапланерист, турист, автостопщик, одним словом легкий на подъем.

 Описание маршрута 

10.09.2005.

Выехав из Киева поездом № 9 «Киев-Одесса» в 550 прибыли в Котовск (билет – 23 грн.). Вокзал находится в самом начале перрона по ходу поезда (в предрассветной дымке сразу было трудно сообразить куда двигаться). Первый пригородный поезд до Первомайска в 630. Очень удобно. Берем билеты (6,50 грн.), кофе и ожидаем увидеть электричку, но прибывает поезд. Он проходящий, состоял из 3-х плацкартных вагонов и был подан на первый путь только в противоположную от вокзала сторону. Людей немного, в основном дачники. Предоставлена прекрасная возможность позавтракать и/или вздремнуть перед первым боевым днем.

В 1000 прибыли в Первомайск. (Фотографии, к сожалению, ужасного качества, оба фотоаппарата отказались работать по какому-то трагическому совпадению).

Становится жарковато поэтому торопиться совершенно не хочется. Кофе выпит, забытые продукты и вещи докуплены (перед вокзалом на площади Гастроном, несколько ларьков, Приват-банк с банкоматом, аптека). Искать автобусную остановку не стали, поскольку до Ю. Буга судя по карте 1 км вниз по улице. Если тащишь на себе ворох всякого добра, нужно смотреть под ноги, чтобы это добро не превратилось в груду хлама, потому что в городе огромная проблема с канализационными люками, их нет не только на тротуарах, но и на проезжей части тоже! Небольшими перебежками преодолели этот 1 км и очутились под ж/д мостом. Мост на удивление хорошо охраняется, если незадачливый пешеход вдруг остановился, его сразу же очень громко призывают идти дальше и больше не останавливаться.

Место под мостом довольно грязное, но удобное для стапеля.

 

Ниже и выше по течению в радиусе 200 м ничего хорошего не было обнаружено. К 1330 байда собрана, вещи запакованы в гермы, Сережка ушел за пивом, мороженым и водой, так как пить из реки совершенно нет желания, я читаю описание, которое оказалось очень хорошим. (Спасибо ребятам из т/к «СКС», ходившим на кате-4 в апреле 2001 от Гайворона до Александровки).

  Отплыли в 1435. Течение слабое. Делаем первые упражнения с веслами. В принципе получается, но раньше вместе не ходили, присматриваемся друг к другу.

От моста 1,5 км спокойной воды до левого поворота. За поворотом большой остров посредине реки (длина его примерно 1 км). Остров с высокими 2-х метровыми обрывистыми берегами. В левой протоке хода нет – на выходе плотина. В правой шивера метров 100 с резким падением воды. Правая протока разделяется на два рукава, посредине левой части протоки – стенка разрушенной мельницы торчит практически над водой, дальше засоренный камнями слив.  

 

Тут пройти шансов нет. В правой части мелкая шивера, требующая при довольно низком уровне воды навыков слалома. Пройти можно на разгруженной байде. Чалка на п.б. Выгрузка вещей, обнос вниз по течению по тропе 300 м. Зашли в слив по центру, дальше шивера в которой вся вода бьет в валун (обход слева, почти впритирку из-за подводных камней). На выходе – камни в шахматном порядке. Чиркнули, чисто выйти в данном случае невозможно.

 

В 4-х км ниже начинается 1-й Мигейский порог (ориентир – красивая церковь на высоком правом берегу в с. Грушевка.

1-я его часть начинается, когда река разбивается на две протоки большим островом. В левой протоке – частично разрушенная плотина ГЭС. Заход в правую (сейчас достаточно мелкая, шкуродер), протока разбивается бесчисленным множеством мелких островов, между которыми (ближе к центру) ищем проход (в сливах изрядное количество камней).    

Чалка на п.б. Подойти к самому берегу невозможно из-за маленькой глубины, узких проходов между островами и зарослей камыша. Чалимся к острову и по болоту перебираемся на берег.

2-я часть. Мощный слив, на входе по центру камень (сейчас над водой). Дальше быстрина и два слива, между которыми было до 10 м спокойной воды и проход влево между островками (мало воды, много камней).

 

Второй слив около 0,7 м высотой, на выходе подводные камни, довольно мелко возле п.б. (по колена),  на груженой байде чисто подойти к самому берегу невозможно.  На берегу остатки стен мельницы. Осмотр следующего порога по п.б. – по тропе вдоль берега, потом вверх по скалам. За разрушенной мельницей под холмом есть родник (прикрыт большим кустом боярышника и шиповника). Боярышник и шиповник вдоль всего маршрута в избытке. Местные жители рассказали, что вода добывается еще из панского колодца и подается в водонапорную башню, когда башня переполнена, то в этом месте вода сбрасывается. Вода на цвет и вкус вполне приличная, к тому же она очень холодная. Возможное место для ночевки.

Так как уже вечерело и не хотелось приключений под вечер, прошли влево, очутились между островками, небольшой участок провели и зачалились к острову на л.б. На острове тополиный лес, ежевичные заросли. На ночевку стали в 19 ч.

 

11.09.2005.

Понимаем, что дойти до Гарда не получается – не хватает двух выходных для такого маршрута однако. Встали рано, но собираемся потихоньку, матрасники одним словом. К 11 вышли. Переправились к мельнице на п.б. Разгрузились. Обнесли вещи, обнос длиной 500-600 м. За зданием действующей электростанции на л.б. плес, там чудное место для отдыха, огромные валуны вдоль берега, между ними бассейны для гусей, детей и рыбаков. На берегу песочек.

Выходим на «Красные ворота». Шли по протоке под правым берегом.

 Мощный слив с большим перепадом воды. На входе по центру надводный камень. Обошли справа, за камнем резко ушли влево до валунов под л.б. За валунами резко вправо, в камышах была возможность зачалиться  и отдышаться. Дальше 200 м шиверы со стоячими и косыми валами, прижим к скале на п.б., за ней спокойная вода, а поток уходит влево, где перекат 100 м, перед правым последним поворотом сливаются две протоки и чистый выход. Обед, загрузка, идем дальше.

 

Через 1 км начинается порог «Корабельный» по имени 40-м скалы Корабельной на л.б. («Интеграл» так еще его называют).

Осмотр возможен как по п.б. так и по л.б. Начинается порог после того как два небольших островка разбивают русло на три протоки. Правый берег представлен огромным островом, от действительного правого берега его отделяет протока с сильным течением глубиной около 1 м)  обрывистый высотой 1 м. Но если выбраться, то можно увидеть вдоль берега оборудованные места для стоянок стационарных (столики, скамейки, спуски к воде). Перебравшись через протоку на п.б. вброд попадаешь на поляну, а дальше возвышенность со скалистыми берегами. От сюда удобно просматривать заход в порог. На вершину ведет грунтовая дорога (возможен подъезд). Близко до остановки автобуса в Грушевке (1 км). Автобус ходит до 19 ч. Хорошая тропа ведет вниз, откуда можно просмотреть дальнейшую траекторию движения между островами после выхода из «Корабельного», но это актуально только для малой воды. Тут же у подножия холма есть родник, который спрятан в кустах, но туда ведет хорошая тропа.

Основную, т.е. вторую и третью ступень порога необходимо просматривать с левого берега. Зачалиться можно в 5-10 м от захода в порог, пробраться 100-200 м через кустарник  в направлении Корабельной скалы до поляны. Хорошее место для ночевки. Есть родник, грунтовая дорога в с. Мигия (до него 1 км), трасса на Вознесенск.

Заход в порог был по центру потока слева от крайнего к левому берегу островка. За ним несколько крупных полупокрытых водой валунов, дальше крутая шивера 200 м с большим падением воды, стоячими (до 1 м) и косыми валами. Тут надо быть осторожными чтобы лодку не развернуло при попадании на косой вал.  За 20 м до конца шиверы по л.б. на скале есть знак – желтый ромб. Перед ним, т.е. перед этой скалой есть возможность зачалится, если получится развернуться против потока влево. Отсюда удобно просматривать вторую и третью ступени порога. Дальше весь поток воды бьет в скалу, которая преграждает ему путь (прижим, но хороший отбойник), основная часть воды уходит влево (поворот 90˚) там еще 50 м шиверы со стоячими валами, дальше струя упирается собственно  в Корабельную скалу и поворачивает направо (поворот 90˚) в сливе много камней, река уходит в каньон. На выходе из каньона встречаются две протоки, можно покататься на валах (до 0,5 м). Это место очень известное, тут всегда многолюдно.

Весной вторую и третью ступень «Корабельного» можно обойти по правой протоке, т.е. зайти в порог, пройти 200-метровую шиверу и под скалой, в которую упирается поток свернуть вправо. Там русло пересекает гряда из каменных плит и валунов, но есть слив (высотой до 0,7 м) чуть левее центра или слалом справа. Сейчас этот участок непроходим так как все камни открыты (наверно возможна проводка?).

 
 

Мы заночевали на холме так получили пробоину перед поворотом во вторую ступень. Попав на косой вал, нос затормозился, корму занесло влево и мы сели кормой на камень. Пришлось аварийно зачалиться на правом берегу, хотя этого лучше не делать, тут нет подходов к воде, трудно пробиться через камыш и кусты, тяжело по скалам тащить вещи и байдарку.

 

12.09.2005.

Заклейка прошла удачно. Протиснувшись между островов, попрыгав на перекатах прошли 2 км по спокойной воде. Река вступает в длинный лесистый каньон перед ним русло разделяет большой остров тоже покрытый лесом, перед левым поворотом за островом начинается шивера, длинна 300-400 м в зависимости от уровня воды. Протоки на которые разбивается река этим островом неодинаковые: правая значительно уже, левая – широкая. Идти лучше по правой до начала порога, там удобные места для чалки и дальнейшего осмотра. Вдоль берега по камышам идет тропа, но идти там не удобно, приходится прыгать по камням. По берегу идет хорошая грунтовая дорога на расстоянии 20-50 м от тропы. В некоторых местах дорога выходит прямо к воде, удобно просматривать шиверу. Камни оказались непокрыми водой, поэтому рвать шкуру смысла не было и решили обнести. Обнос в этом месте длинный и тяжелый. Здесь и дальше много серых гадюк! Нужно быть осторожными.

Следующие 4 км спокойной воды – и перед вами мост шоссе Кировоград-Кишинев. Высоченные арочные пролеты (70 м) очень красивые.

Через 1,5 км на п.б. с. Ивановка, но его не видно с берега. Еще примерно 1 км и начинается на л.б. с. Семеновка. Напротив с. Семеновка на п.б. белый обелиск хорошо виден с воды. Напротив него остров, разделяющий остров на две протоки. В левой – остатки мельницы, там мелко и прохода нет. В правой – шивера с большим перепадом воды. Заход от правого берега по основному сливу, на выходе валы до 1 м, камни (матрос купается). Удобное место для чалки сразу за мельницей, там песок, мелко, близко магазин. На п.б. перед ущельем есть родник.

В конце Семеновки после левого поворота мельница (было очень мелко). Под п.б. две гряды в 200 м друг от друга и проходом между ними. Мельницу обойти если идти под п.б. и выйти за второй грядой, но там нужно вписаться в узкие проходики между камнями.

Через 2 км еще одна мельница (мелко, но проходимо, если выбрать слив). За мельницей через 500 м на п.б. разрушенная стенка мельницы с двумя арками очень красивая. Здесь начинается порог «Львовская мельница».

Чалка по л.б. Тут хорошая тропа под скалами. Если вода невысокая русло разделяется двумя остовками посредине, между ними можно найти хороший слив, дальше крутая шивера 200 м, на выходе которой еще 50-70 м стоячих валов высотой до 1,5 м (волны в этом месте намного выше головы матроса!). Выход чистый камни только подводные.

 Дальше 6-7 км спокойной воды. Мест для ночевок хороших нет. Л.б. становится очень высоким, на холмах – дачные массивы. П.б. зарос камышом, местами высокий, местами заболоченный. Остановиться есть возможность напротив с. Куйбышевка на л.б. Там попадаются отдельные деревья (дрова). На п.б. кустарники.

 

13.09.2005.

От с. Куйбышевка до Южноукраинска еще 10 км и две разрушенные мельницы на крутых правых поворотах. В конце с. Богдановка паромная переправа, на л.б. многоэтажки Южноукраинска и крыши домов с. Константиновка. Через 100 м за переправой река разбивается на три протоки двумя островами. В левой – начинается «Константиновский» порог. В правой протоке – действующая ГЭС.

Центральная очень мелкая. Шивера очень длинная, примерно 1 км. Была к сожалению очень мелкой, просто шкуродер. Осмотр показал, что соваться туда нет смысла. Весной это место интересно тем что практически не дает расслабиться на протяжении 1 км, в конце резкий правый поворот, прижим, и участок стоячих валов после слияния проток.

 

Сейчас была совершена приятная 2-х часовая прогулка по скалам в касках и с веслами.

Чалка на л.б. перед входом в порог. Место тут низкое заболоченное. Собирать байду неприятно, но идти дальше у нас нет времени – нужно обязательно завтра быть дома, поэтому окончание маршрута пройдем в следующий раз.

От парома до автовокзала 3 км. По берегу идет проселочная дорога, которая пересекает маленькую речушку и выводит на хорошую асфальтированную улицу города, идущую по выпуплой дуге. Пройдя по ней влево до магазинов нужно свернуть вправо и попасть на главную улицу города. Там можно сесть на автобус и добраться до авто или ж/д вокзала.

 

Автобусы на Киев вечером идут часто.

2020 – Николаев-Киев через Вознесенск.

2140 – Николаев-Киев через Южноукраинск, Первомайск, Умань.

Билет 38 грн., багаж 20 грн. В Киеве на Московском автовокзале в 520.